Илья Стёпин

ПРИЗРАКИ:
мастерский анализ игры «ОБЛАВА»

Вступление

…Это уже было.

Игра прошла. И опять нельзя однозначно сказать: удачно или нет. Потому что «удачно», на мой взгляд, – значит оправдать ожидания абсолютно всех игроков. А, кажется, ожидания всех игроков не оправдались; но были и люди, кто оттянулся на полную (медики «Тюльпана-28», например).

Снова до последнего момента не было ясно, проводим игру, или нет. Одного мастера не будет, половина подавших заявки, это стало известно накануне, тоже не приедет, а кто-то хочет на игру без заявки, а кто-то хочет приехать посмотреть… не будет ключевых персонажей и вообще все, кто заявлялся диверсантами, на игру не едут. Так как мастера по игровой ВР не будет, не будет и игровой ВР… Но мы решили: откладывать ещё раз не будем, хватит. Потому что прошёл год с тех пор, как мы анонсировали эту игру, идея успела выгореть, да и нам, если честно, всё это несколько надоело.

Игра прошла. Огромное спасибо всем, кто приехал в тот день на полигон и поддержал нас.


Сюжет

«Начиналась война. Но никто ещё не знал об этом, не подозревал. Даже президент США был ещё не в курсе. Но в Министерстве Обороны всё было готово. И генерал Герлинг отдал приказ.

Основная операция должна была называться «Разящий Кулак». Цель – атака на компьютерный центр в Киренске. Группа на сверхлёгком дельтаплане «Ночное крыло» с пилотом и кракером будет десантирована с боевого орбитального корабля «Атлантис». Пока «Атлантис» будет обнаружен, пока будет отвлекать на себя ракеты комплексов наземного базирования и космические истребители русских, группа «Разящий Кулак» будет над Киренском…

Для операции разработаны программы нового поколения «Игла» и боевые вирусы серии «Крот» – первое поколение действительно мощных программ вторжения, «ледоколы-II».

Операция пройдёт успешно. Всё готово. Но нужно подготовить почву в Киренске. Поэтому генерал Геринг и генерал Хаммэл отобрали наиболее надёжных людей для операции «Разящий Кулак: Вторжение». Задачей этой группы будет выяснение обстановки в Киренске, предварительная разведка – в том числе и прощупывание мощности защитных систем Киренского Оборонного Центра (банно-прачечный трест №2)». (Приложение B)

Основной сюжет строился исключительно по Гибсону. (Для тех, кто читал «Нейроманта», эта завязка должна казаться немного знакомой.) Однако, у Гибсона цель операции шита белыми нитками. Вообще непонятно, зачем эта атака на «компьютерный центр» и для чего компьютерные ковбои должны были непосредственно находиться на территории «красных». Поэтому нам пришлось придумывать этому объяснение. Конечно же, этот «компьютерный центр» – объект войск БКФ СССР (БКФ – бойцы компьютерного фронта – название в духе Гибсона, те же компьютерные ковбои), а именно – координационный центр, контролирующий передачу информации: согласование движения поездов, космодромы, военные части, каналы спецсвязи. Поэтому, если центр «накроется», бери русских тёпленькими. Понятное дело, что диверсанты должны были находиться на территории СССР из-за того, что у русских своя собственная компьютерная сеть, не имеющая выходы в сети других стран (а зачем??).

А теперь внимание: не одна, а две операции. Цель первой, «Разящий Кулак: Вторжение», – получение информации о Киренске и о компьютерном центре (т.е. банно-прачечном тресте). Цель второй, «Разящий Кулак», – уничтожение компьютерного центра. Диверсанты первой заброски физически не могли уничтожить центр. А, по Гибсону, мы помним, что операция «Разящий Кулак» не удалась, и фактически все десантники были уничтожены.


Движок

В данном случае под движком следует понимать список всех возможных игровых событий и все варианты возможного финала игры.

Этого вообще не было. Не зная, кто приедет, а кто нет, мы не могли до игры сделать движок. Заранее был прописан только всеобщий медосмотр в подпольной клинике (причём изначально эта идея исходила от игроков). Как только выяснилось, что диверсантов, по всей вероятности, у нас не будет, вообще стало весело. Сразу мелькнула мысль: опа, пускай ищут, а потом мы объявим, что ошиблись районом, что никаких диверсантов не было и вообще это глупая шутка (ведь приложение B никто не читал, а тот, кто читал, не приедет). С другой стороны: как ищут?.. В таком случае практически полностью накрывается информационка. А если ещё и игровой ВР не будет…

Но два диверсанта на игре всё-таки были. Глава диверсантов, маскирующийся под внешностью девочки-геймерши Ларисы Кротовой, и вербовщик Орех, набирающий асоциальные элементы (сброд и предателей) в отряд физического штурма банно-прачечного треста («Есть работа. Танком управлять умеешь?.. Будет и оружие, и форма, и бронежилеты; вот закончишь, потом в нашу Америку поедем…»). Диверсанты не знали друг друга (прописано в правилах, Приложение B) и во время игры так и не встретились. Кротова за игру практически себя не проявила. Хотя идея убить участкового, кажется, изначально исходила именно от неё. А Орех сразу вышел на сектантов и понял, что другие люди ему не нужны. И в итоге слой информационки всё-таки оказался потерянным.

Игра резко пошла с приездом участкового (он появился на полигоне через 40 минут после начала игры). И заметно провисла, когда он исчез (якобы был убит).

Да и в конце игры, когда почти всем игрокам стало ясно, что диверсантов, по всей видимости, нет и не будет, всё как-то замерло. (Потому что диверсанты явно не совершили никаких заметных другим игрокам действий! – хорошо маскировались, гады.) Тогда нам, мастерам, стало ясно: игру пора заканчивать. Вот сейчас. Но как?.. Мы не знали. Можно арестовать-таки одного из диверсантов; но это будет не по игре, улик – никаких. И мы нашли самый простой выход: диверсантов не обнаружили, спецназ ушёл; всё. Тем самым мы сдержали обещание, данное в анонсе; все – не умерли (Примечание 1. За время игры, кстати, у нас был всего один убитый, Рыжий (Олег Тархов).).


Игроки

Снова на игре сложилось впечатление, что люди практически не читали правила, а если и читали, то это было так давно, что в голове остались только самые общие положения. Потому что люди мгновенно забыли о том, что им угрожает очень серьёзная опасность; если не найдут диверсантов – убьют всех.

Мы писали в правилах: а вы знаете, чем вы будете заниматься на полигоне? Кто-то вообще слонялся от стены к стене, чуть ли не талдыча цитату из Чернышевского: «а что мне делать?..» Диверсантов искать мы не хотим и не можем. Игровой ВР фактически нет (а она была задумана исключительно для вот этого случая, когда человек не знает, зачем он вообще приехал на эту игру).

Но люди прямо на игре придумывали себе цели. И старались выполнить их.

Ещё раз спасибо за игру участковому, директору фирмы «Волк», бригаде трансплантологов подпольной клиники и команде сектантов.


Эксперимент

Снова очередной эксперимент не вполне удался. Итак, мы выяснили, что когда границ для индивидуальной фантазии и творчества нет, для большинства это не есть хорошо. Многие игроки предпочитают выполнение уже заданных установок, а не создание собственных.

Ладно. Учтём.

Однако гигантский плюс – ни на одну из игр я ещё не видел таких прекрасных легенд. Практически каждая представляет самостоятельный интересный рассказ. И сразу видится персонаж.


Антураж

Многие подошли к созданию антуража на эту игру очень серьёзно.

В плане прикида первую очередь следует выделить наших замечательных врачей – Марина Прпивалова, Маргарита Филина. Немного рваные халаты, заляпанные где – кровью, а где и мочой, смотрелись здорово. А когда врачи на время операций одевали повязки – складывалось полное впечатление, что находишься в какой-то подпольной клиники, сотрудники которой – вот, перед тобой.

Алексей Коротеев предстал в образе того самого русского, каким русские виделись Гибсону. Стильная одежда, стильный боевой протез с электрошокером, скрытый под перчаткой.

Иван Лопатин был самым настоящим советским милиционером – в шинели с красными околышами (правда без погон), с планшеткой на боку.

Антон Потапов, он же дворник Кузьмич и воспитатель детского сада, был в самой обычной одежде. Даже не в телогрейке и шапке-ушанке. Но лично мне показалось, что его прикид не уступает остальным. Всё дело в том, что одежда и антураж лишь подчёркивают и оттеняют характер персонажа. Не обязательно рядиться в футуристические одежды, чтобы показать сущность человека будущего. Кстати, на наших играх очень не хватает таких вот обычных людей, а не сплошь крутых супергероев.

Как же не забыть себя любимых – спецназ в чёрных бронежилетах и с винтовками смотрелся здорово. (Мужика местного одного напугали – идёт он себе через это здание, а из-за угла на него выскакивает парнишка сплошь в НАТОвском камуфляже и с винтовкой в руках – его чуть кондратий не хватил. Хорошо, что на Денисе не было бронника с надписью «Спецназ»…)

Много всего хорошего было. Очень запомнился крест из SIMMок – ребята-сектанты (Дмитрий Калинин, Михаил Асютин) постарались.

С уверенность можно сказать, что народ уже накопил антураж для серьёзного киберпанка. Не было никаких шуршащих мусорных мешков в роли тог (в правилах было прописано: так одеваются бомжи!!). Не было «киборгов», обвешанных кусками консервных банок и оцинкованного железа. Просто если люди не имели возможности сделать какой-то специальный прикид, они оставались в своей обычной, «цивильной» одежде. И это смотрелось совершенно естественно. Ведь будущее уже наступило.


16, 20, 25 апреля 2004



Hosted by uCoz