Пусть будет как всегда было. Пусть ничего не изменится. Пусть все останутся живы, пусть всем будет хорошо. А если для всех это невозможно, пусть я сумею быть жестоким с добрыми и пусть я сумею быть добрым с жестокими, а главное – пусть будет как всегда, пусть стена останется стеной, тупик остаётся тупиком, а дорога останется дорогой, и пусть никто не останется обделённым. Пусть каждый получит своё, я не так уж много прошу…
А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Сталкер (Пикник на обочине)
Сталкеры – те, кто ходят в Зону, хоть этого и нельзя, и возвращаются с добычей. Многие считают, что стать сталкером невозможно, им нужно родиться. Но и от человека зависит не всё – Зона должна выбрать. Только тогда сталкер получит имя – пусть Болячка, пусть Хлюст, – но это будет имя. Сталкеры чувствуют Зону. Поэтому они проходят там, где не прошли другие.
Каждый может понимать профессию и мироощущение сталкера по-своему, но мы всё-таки дадим некоторые ориентиры для этой игры.
С точки зрения психиатрии, психически здоровых сталкеров нет. Такова особенность этой профессии. Потому что сталкер находится часами, сутками, неделями в постоянном надрывном напряжении; этого не вынести; очень часто у этих людей развивается паранойя средней степени и хроническая подозрительность. Если сталкер сломается, не выдержит – он уже не сталкер. Он либо мертвец, либо путь в Зону навсегда закрыт для него.
Каждый сталкер обладает очень сильной волей, каким бы со стороны он не казался. Каждый сталкер обладает собственным нестандартным мышлением – и это тоже залог его выживания. И это тоже отпечаток Зоны.
Одна из заповедей сталкера: короткий маршрут – дорога мертвеца. Максимально длинный путь – безопасен.
Вход и выход в Зону только в строго определенных местах, обозначенных мастерами!
Передвижение по Зоне только при условии нахождения мастера по Зонам при группе (реально в Зоне не может находиться более трёх групп). Максимальный размер группы – четыре человека; при увеличении числа людей в группе Зона обычно (случайным образом) сокращает число «посетителей» до четырёх.
Мастер, идущий с группой, не может ничего говорить – он только наблюдает, однако он может делать некоторые действия, – например переместить брошенную сталкером гайку, поднять пыль, производить некие звуки и тому подобное… У мастера есть три карточки, которые он может показать сталкеру. Их значения: «Ты мёртв», «Гайка – вниз», «Потеря сознания». Обо всех ловушках и препятствиях сталкер должен догадаться сам.
Любой объект Зоны, будь то препятствие, явление или даже хабар, обладает своими свойствами. Всех свойств всех объектов не знает никто.
Объекты бывают осязаемые (ангар, «мочало», транспортёр) и неосязаемые («марево», «комариная плешь»).
Каждый значимый осязаемый объект маркируется мастерским цветным скотчем. Зелёный цвет – объект безопасен; жёлтый цвет – свойства объекта неизвестны; красный цвет – объект опасен (под опасностью понимается в первую очередь смерть). Маркировка даёт те сведения, которые известны любому сталкеру, пусть он этот объект никогда и в глаза не видел. Кроме мастерской маркировки существует сталкерская маркировка. Те же самые цвета, но матерчатой лентой или шнурами. Маркировать маршрут – личное дело сталкера, он может этого и не делать. Сталкерская маркировка субъективна и может быть намеренно или ненамеренно ложной, верить или не верить ей – личное дело каждого.
Неосязаемые объекты не маркируются. Если такой объект имеет привязку к точке на местности, разрешается делать маркировку рядом с точкой расположения объекта. Неосязаемые объекты мастерской маркировки не имеют.
Места гибели сталкеров с останками сталкеров приравниваются к неявной сталкерской маркировке красного цвета.
Неосязаемые объекты обнаруживаются либо по наличию маркеров, либо при помощи броска гайки. Мастер может показать карточку «Гайка – вниз».
Условно Зону можно разделить на несколько концентрических локаций, расходящихся из центра. Внешний круг – здесь практически не осталось хабара, но много трупов – и всяких неудачников, и не успевших сбежать в тот страшный день жителей городка. Ближний круг – здесь много смертельных ловушек и всё ещё остался хабар. Средний круг – отсюда выносят большую часть хабара; сюда же водят «опасные» экскурсии из любопытных; такие экскурсии действительно опасны – без проводника сюда не дойдёт ни один человек, а если дойдёт – значит это сталкер. Дальний круг – до него доходили немногие и выносили из него совсем уж удивительные вещи. О людях, побывавших в нём и вернувшихся живыми, давно сложили легенды. Последний рубеж – никто не говорит о нём, но он есть; наверное, так глубоко в Зону не доходил никто.
Многие сталкеры одушевляют Зону, считают Зону живым существом.
Все сталкеры знают, что человек, входящий с оружием в Зону, умрёт.
Что называть оружием? – те предметы, технику, которые обладают только одной функцией – убивать. Например, яд, пистолет, танк. Нож имеет и другие функции, и пока он не станет оружием, Зона не тронет владельца ножа. Живым свидетельством могут служить скелеты сотен солдат с автоматами, разбитые, съехавшие с железнодорожных платформ танки, грузовики, заросшие травой.
Однако, некоторым приобретённым иммунитетом к этому свойству Зоны обладают миротворцы ООН. Во внешнем круге, который они патрулируют днём и, иногда, ночью. Миротворец может открыть огонь из оружия, даже убить сталкера, и ничего от Зоны ему за это не будет. Кто-то считает, что это такое наказание сталкерам. А кто-то уверен, что в миротворцы отбирают абсолютно бездушных и невосприимчивых к влиянию Зоны людей. Но это так. Если же солдат с оружием зайдёт дальше в Зону – никакое неверие ему не поможет. Солдат никогда не может стать сталкером.
Другая опасность, подстерегающая сталкера, – корысть. В Зону нельзя ходить только за обогащением. Зона сначала предупредит. А потом убьёт. Большинство сталкеров ходит за хабаром в Зону только потому, что иначе деньги они заработать не способны. Иначе их семьи умрут с голоду.
Так называют вещи, которые сталкеры выносят из Зоны.
Всякий хабар снабжён уникальным опознавательным сертификатом жёлтого цвета с серией и номером, и по серии можно будет легко определить тип хабара и, соответственно, уже знать его реальную стоимость (если она установлена).
Хабар, относящийся к следующим категориям, всем известен и в «Боржче» идёт по уже установленной цене.
Встречаются и другие находки (они также индексированы). Ходят легенды и о «смерть-лампе», и «синей панацее», где-то есть «зуда», «чёрные брызги», «этаки», «булавки», «белые обручи». Но за большей частью этого хабара стоят только слова – их никто не видел.
Всякий хабар, как объект Зоны, обладает своими свойствами. Пока хабар снабжён только жёлтым опознавательным сертификатом, использовать уникальные свойства хабара невозможно. Можно использовать слиток «блямбочки» как чудесное грузило, но не как сверхпроводник.
Хабар должен быть исследован. Если исследование проведено, выдаётся открытый сертификат на выявленные свойства данной серии хабара (только на выявленные) – серий БП, КШ, КС, КГ, КТ, БП, СС, ПС, – или данной единицы хабара – с указанием номера и серии (например ЧЗ-54, ЭМ-16).
Исследование проводится либо в институте, либо прямо на месте в полевой лаборатории, либо силами самого сталкера. На это нужно время. Очень часто – оборудование. (И присутствие мастера.)
Если от кого-то (по игре), получена истинная информация о свойствах объекта, то также выдаётся открытый сертификат на серию (единицу).
Сертификат на серию (единицу) существует отдельно от единицы хабара и (совсем часто) с хабаром не передаётся. Знаешь – и молчи.
Поскольку игра проходит практически в современном мире, мы не вводим каких-либо особых ограничений на одежду – одежда пусть будет современная, но с учетом социального статуса, дохода, привычек персонажа. Понятно, что сталкеры не носят вечерние костюмы, идя в Зону :).
Одежда сталкера – обычная походная. Личное дело сталкера, что надевать, когда идёшь в Зону.
Кроме этого надо озаботится собственным антуражем:
В первую очередь – гайки с привязанным бинтом (провешивать «комариные плеши») и сумка для хабара. Какая сумка, столько и унесёте. Кроме того учтите, что эту сумку ещё через все ловушки Зоны обратно тащить.
Во вторую очередь – привезти в достаточном количестве одноцветные ленты или узкие отрезы ткани красного, жёлтого и зелёного цветов для маркировки объектов.
Бывает, и сталкеры гибнут. Это означает, что Зона приняла в себя человека. В таком случае игрок идет в мертвятник (забегаловка с чёрного входа, во дворе), где и служит на благо этого заведения некоторое время, после чего получает возможность вновь вступить в игру в новой роли. Если сталкер погиб в Зоне, он оставляет на месте гибели заранее заготовленную охапку тряпья или лохмотьев – лучше с биркой, на которой будет написана кличка сталкера. Это предупреждение. Увидев впереди на пути сразу пять куч тряпья, иной сталкер и остановится, подумает, а стоит ли идти вперёд?.. (Каждый, кто собирается по игре идти в Зону, в обязательном порядке должен привезти – как часть своего взноса – на игру охапку тряпья. Кроме того перед началом игры с разрешения мастера можно разложить в Зоне «своих» спутников на «своих» маршрутах, и придумать каждому погибшему свою историю, которую потом рассказать спутникам).
Очень редко Зона не принимает человека, и тогда «воскресший» труп возвращается в городок – бессловесный, ничего не понимающий.