Собственно, полигонные ролевые игры подразделяются на два глобальных жанра. Первый - игры по мотивам исторических событий и фэнтези («исторички/средневековки» и «фэнтезийки»). Второй - всё, что не попадает в первую категорию, - техногенные игры («техногенки»): это и игры по мотивам современных событий, и игры с научно-фантастическим сюжетом (стоит понимать, что «научно-фантастический» - понятие довольно условное…). Для большинства ролевые игры ассоциируются именно с первым жанром; рыцари, драконы, маги, бароны и короли всех мастей. На самом деле техногенные игры не менее интересны.
Классическая дворовая «войнушка» - пример простой боевой техногенной игры; правила заранее известны, этот свой, а этот чужой, мы победим.
Непременный атрибут «техногенной» игры, - собственно, её техногенность. Начнём с этого.
Типично «техногенное» оружие (если такие игры предусматривают боевые столкновения). Это различные образцы т.н. «современного» вооружения (начиная где-то с начала 50-х г.г. XX века) - автоматы, пистолеты-пулемёты, десантные ножи, полицейские тонфы; и футуристические лазеры, мазеры, дезинтеграторы.
Типично «техногенные» приборы. Счётчики Гейгера, различные «сигналки», генераторы силовых полей, детекторы ядов, осциллографы.
Типично «техногенный» hi-tech. Компьютеры, кибердеки, имплантанты, боевые протезы, модуляторы виртуальной реальности, счётные машины Бэббиджа.
Типично «техногенная» машинерия и техника. Звездолёты, бронетранспортёры, глайдеры, масс-переместители, шагатели, унифицированные катапульты.
Типично «техногенное» общество. Панки, нарки, хиппи, народные депутаты, радикалы-анархисты.
Типично «техногенный» справедливый строй. Демократия, диктатура, анархия, ну, может быть, республика.
И - внимание!!! - научно-фантастический сюжет. Всё это делает техногенную ролевую игру.
С атрибутами и атрибутикой, кажется, ясно. Но что есть такое этот самый научно-фантастический сюжет? Э-э, здесь поподробнее.
Здесь уже начинается деление на жанры (точнее - поджанры). Потому что как в литературе научная фантастика тоже делится на поджанры, так и сюжеты (сценарии) «техногенных» игр делятся на поджанры. И ещё подробнее?
Постапокалиптика. Как ясно из названия - игра в мир после ядерной войны. (В литературе см., например, С. Лукьяненко «Атомный сон», К. Булычёв «Последняя война», Е. и Л. Лукины «Сталь разящая».) Никто не выиграл; все проиграли. Где-то остались подземные бункеры, где-то какая-то техника, но может не быть даже этого. Орды мутантов, безумные религии; и боги - те, кто остался в бункерах, - «старые люди».
Cyberpunk. Сверхтехнологичное общество; высокие технологии, виртуальная реальность. (См. книги У. Гибсона «Нейромант», Б. Стерлинга «Схизматрица», М. Суэнвика «Вакуумные цветы».) Противостояние глобальных мега-корпораций, прогрессивные научные исследования. В этом мире жизнь человека по-прежнему не стоит ничего.
Military. Чаще всего в этом жанре выступает моделирование боевых действий на местности. «Зарница» с огневым контактом. (Книжек читать не надо. См., например, боевые действия во Вьетнаме, Афганистане, Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне.) Партизанская война. Подразделение против подразделения, приказ против приказа, вера против веры, жизнь против смерти. Диверсионная война и столкновение лоб в лоб.
Космическая «техногенка». Ведь все мы давно вышли в космос (недавно), все живём в братском галактическом сообществе (не братском). (По этому поводу см. любую космооперу. Например С. Лукьяненко «Лорд с планеты Земля». Или К. Булычёв «Посёлок», Г. Мартынов «Гианэя».) В этом поджанре может оказаться и сюжет о потерпевшем аварию на другой планете космическом корабле землян; и масштабное противостояние непримиримых цивилизаций - «бей жукоглазых!» (Р. Хайнлайн, «Звёздный десант»).
Технофэнтези/техномагия. (Пограничный жанр.) Или магия и техника мирно сосуществуют в одном мире (вселенной). Или одно из этих начал является источником для другого. (См. Н. Перумов «Враг неведом», В. Васильев «Техник (ведьмак) Большого Киева», Н. Полотта «Бюро-13».) Противостояние: fireball против ПЗРК, и magic missile против РПК.
«Социальная» «техногенка». Это не совсем и «техногенка»; мир, похожий на современность. Или ближайшее прошлое. Или ближайшее будущее. Или - наше сейчас. Отличительный признак этого жанра - отсутствие напрочь почти всех вышеперечисленных атрибутов «техногенной» игры, сверхнавороченного оружия. Но, не смотря ни на что, это всё же «техногенка».
«Техногенная фантазия». Смешение всех этих жанров. Возможно всё.
В принципе, от «техногенной фантазии» мы переходим к виртуальной реальности. Там тоже возможно всё. Единственное различие - всё «не по-настоящему». (См. С. Лукьяненко «Лабиринт отражений», Ф. Дик «Из глубин памяти».) Причём это «не по-настоящему» может происходить как с кем-то в ВР, так и в результате чьих-то галлюцинаций. Это рядом.
Одним из достоинств техногенных игр является тот факт, что для некоторых игр игровой прикид практически не нужен (вот например игра по мотивам фильма «Горец»…). Кроме того, как «специальный» прикид часто используются спецкостюмы: камуфляж (военная форма), костюм хим/биозащиты, костюм пожарного/МЧС, медицинские халаты и прочее, в качестве снаряжения выступают противогазы, респираторы, спецмаски, различные очки, да мало ли чего…
Техногенные игры отличаются оправданным разнообразием полигонов.
Во-первых, это стандартный лесной полигон (теперь будем называть это «пересечённой местностью»).
Во-вторых, это городские полигоны: разрушенные и недостроенные промышленные объекты.
В-третьих, это может быть и сам город - улицы, дома, магазины, библиотеки, университет… Или определённая часть города.
В-четвёртых, полигон может ограничиваться одной комнатой. Для игры типа «кабинет министров» этого вполне достаточно.
В-пятых… В-пятых, полигона может и не быть. Совсем. Потому что игра идёт по сети в on-line на специальном форуме (или в виде почтовой рассылки; или и то и другое сразу). В этом случае игровой процесс построен на репликах игроков, описаниях их действий, комментариях мастеров.
Выбор полигона сильно зависит от игры. Но в любом случае уровень визуализации больше, чем в средневеково-фэнтезийных играх. Потому что трудно поверить, что вот этот чел, завёрнутый в бархатную занавеску, - король, и сидит он не на пеньке в лесу, а на золотом троне в замке.
Так что же такое всё-таки «техногенная игра»?
«Техногенная игра», это когда чувствуешь, что ненадолго ты попал в будущее. Ведь в жизни тебе не стать капитаном межзвёздной армады или киборгом-терминатором (надеюсь =)...). Ведь признайся, что тебе давно хотелось закрыть глаза и увидеть будущее. И только от тебя зависит, каким будет это будущее.
Ты уже ничего не боишься. Теперь ты хакер, и тебя никогда не поймают. Теперь ты сенатор, и скоро мир станет чуточку справедливее. Теперь ты солдат; а тебя - никогда - не убьют.