Мерзляков Аркадий

ЧТО ЭТО ТАКОЕ -
РОЛЕВАЯ ИГРА

(Текст поясняющий это явление)

Ролевая игра на самом деле давно известна человечеству, многие обряды с первобытных времен - по сути дела ролевая игра. Заново это понятие стало известно человечеству посредством психологов, применявших ролевые игры в терапии, да и некоторые аспекты театральной жизни позволяют принять родство театра с ролевой игрой. Однако, что же следует понимать под понятием "ролевая игра" применительно к теме нашего разговора ? По большому счету это некая модель мира, с различной степенью условности, подробности которого достраиваются самим игроком, погружаемым в этот мир. Можно говорить о трех "китах" - это компьютерные ролевые игры, которые оставляют, тем не менее, для работы воображения игрока самый минимум, настольные ролевые игры - здесь условностей гораздо больше, и работа воображения игрока идет по максимуму, и ролевые игры на местности, о которых, собственно, и пойдет наш разговор.

Ролевая игра на местности, как правило, моделирует некий пространственно-временной промежуток (в различном масштабе) из жизни реального или вымышленного мира. Чаще всего "мирозадающей" основой служит литературное произведение (чаще жанра "фэнтази", научной фантастики, либо авантюрно-приключенческого), либо же реальные исторические события - как, например, Столетняя война, и т.д. Частенько в качестве основы закладывается историко-мифологическая литература (скажем, древние славяне и их сказочно-мифические существа).

Как же это все происходит? Да очень просто. Люди, организующие игру, (они называются мастерами, фактически - демиурги играемого мира, т.к. их слово - закон для игрока в рамках данного мира) придумывают правила. В правилах подробно описывается, как моделируются те или иные аспекты, характерные для изображаемого мира. Обычно моделируются - уклад жизни, экономика (включая охоту, земледелие и др.), перемещения (транспорт), боевые взаимодействия, отношения с богами, отношения игроков между собой, магия, наука, ремесла, и т.д... Также дается краткое описание мира и основы жизни людей в этом мире. Кроме того, часть информации относительно причинно-следственной связи внутри изображаемого мира от игроков укрывается, например, конкретные экономические формулы... Затем правила доносятся до игроков, собираются заявки на роли, делаются какие-то уточнения к модели и расстановке сил, сюжетные заявки, индивидуальные вводные игрокам, т.е. все, что необходимо для игрока в плане осознания места в изображаемом мире. Затем, все они собираются вместе (игроки и мастера), чаще всего где-либо на природе, и тут происходит главное чудо - игроки исчезают, вместо них остаются персонажи, т.е. те, кто живет в придуманном мире, по его законам. Характер, образ мыслей, проблемы, эмоциональное состояние персонажа может коренным образом отличаться от аналогичных параметров игрока. Будто в чудесном сне можно преобразиться в кого угодно - ощутить себя королем, великим магом, разбойником, или просто средневековым крестьянином. Это продолжается несколько дней, а потом персонажи вновь превращаются в игроков... о персонаж не умирает насовсем - чем-то он обогащает личность игрока, рождаются песни и стихи, записки путешественников и многое другое. А потом игрок начинает готовиться к следующей игре.

Как все это начиналось? Очень просто. Традиционные ролевые игры пришли к нам с запада. Вскоре после выхода в свет книги английского писателя, профессора Джона Роналда Руэла Толкиена "Властелин колец" на западе стали модными пикники на природе "в стиле хоббитов", где молодые люди изображали один из народов, описанных в этой книге. Постепенно люди начинали моделировать все более и более глубокие пласты этого произведения (этого мира), все больше и больше аспектов жизни. Потом стали играть не только в Толкиена. Следует заметить, что игры "на внутреннюю игру" - без моделирования значительной части мира и в реальном масштабе времени до сих пор популярны и хорошо помогают людям разобраться в себе. Кроме того, немного особняком стоят игры-мистерии - но это уже ближе к театру, исторической и мифологической реконструкции и психотерапии. Есть конкретные игры-ситуации, которые используются в педагогике - всякие деловые и психологические игры, тренинги и т.д. А сейчас на западе существует целая индустрия, посвященная производству атрибутики для LARP - Live Action Role Playing - тут и игровые доспехи, и оружие, принадлежности для магов, наряды королей и многое другое. У нас все это делается на энтузиазме игроков и мастеров. Кроме того, исторически сложившаяся у нас близость клубов исторической реконструкции и клубов исторического фехтования с клубами ролевых игр помогает развивать все эти направления (замечу в скобочках, что на серьезные средневековые игры наряду с игровым - деревянным - оружием игроки привозят порой вполне натуральные доспехи, от кольчуги до полных готических лат, а платья многих дам, сшиты с предельной исторической достоверностью).

А судьи кто? О мастерах. Они не только создатели и боги мира игры, они еще и беспристрастные судьи, оценивающие действия игроков с позиций правил игры и устройства мира. а них, порой, лежит огромная работа во созданию целостной картины мира на скудном материале. Мастера часами сидят в библиотеках, выясняя, особенно в случае исторической игры, подробности жизни различных слоев общества, всякие бытовые особенности, детали костюма, оружия, доспехов и многое другое. Все это надо для того, чтобы обеспечить более полное погружение в мир игры, более тщательное моделирование этого мира. Зачастую мастера сами играют. Например, на игре по мифам Древней Греции появление мастера в виде бога вполне оправдано. Однако бывают игры, где мастера - вне картины мира, особенно часто это бывает на крупных играх, где мастеров надо много, и у них начинается разделение функций на уровне принимаемых решений. Там есть главный мастер --координирующий всю игру в целом, мастера по отдельным характерным аспектам моделирования (боевка, экономика, магия, наука, и др.), мастера-посредники, имеющие четко ограниченный круг обязанностей, в рамках которого они и принимаю решения, обращаясь в остальных случаях к основным мастерам, региональные мастера - прикрепленные к командам посредники и т.д. Часто эти функции совмещаются и перемежаются, но общая схема такова. Как правило, мастерами становятся наиболее опытные игроки, хотя бывают и исключения. И уж конечно, мастера на чужих играх часто бывают обычными игроками.



Hosted by uCoz