Сериал не может быть элитарным, но он должен быть качественным.
Валерий Тодоровский
От игры к игре события продолжаются, развиваются. Часто события следующей игры начинаются с того же самого момента, с которого закончились в предыдущей. Это называется сериал.
Стремление продолжить игру, перенести события предыдущего раза в новую игру сохранилось, наверное, ещё с дворовых «войнушек». Очень обидно, что вот начал ты крестьянином, закончил паладином, эх, чуток до гроссмейстера экспы не хватило… Или нашёл под конец игры супер-артефакт, который можно было бы ого-го как использовать! да по времени не успел… Эх, а вот если бы было продолжение…
Продолжение даёт шанс реализовать игроку те возможности, которые он не смог или не успел реализовать за время прошлой игры.
Так мы получаем сериал.
Здесь стоит определится немного с терминологией.
Сериал – цикл, последовательность игр, связанных между собой по какому-либо признаку.
Эпизод – одна из игр сериала.
Основные признаки сериала – незавершённость действия игры и незавершённость мира в рамках одного эпизода. Каждый эпизод может иметь свой собственный сюжет, выполняющийся в рамках одной игры, однако действие, совершённое в предыдущем эпизоде, может иметь последствия во всех следующих эпизодах. И мир также будет развиваться от эпизода к эпизоду, наполняться историей – как «реальной», т.е. событиями прошлых игр, так и мифологической, вымышленной игроками и мастерами.
Типичный и основной признак сериала – преемственность. Преемственность персонажей, целей, сюжетов, магии, экономических ресурсов. Начиная играть одним персонажем, можно провести этого персонажа через несколько эпизодов, всё и более раскачивая его в плане магии, хитов, артефактов и социального положения. В сериале можно воплотить заветную мечту любого приключенца – начать бомжом, а закончить, через несколько эпизодов, новым богом…
Отсюда следует ещё один признак сериала – возможность развития персонажа. Причём эта возможность сознательно закладывается в правилах. Например, профессия шахтёр имеет 4 уровня, за один эпизод персонаж может обучится не более чем одному уровню. Таким образом игроку потребуется три игры, чтобы стать самым высококлассным шахтёром.
Ещё один признак сериала – упор на командную игру. Одиночка в сериале чаще всего персонаж выдающийся, необходимый; и сильный настолько, что равен по силам целой команде. (Далеко не факт, но подобное встречается часто.)
Можно выделить несколько разновидностей сериальных игр.
Первая разновидность – сериал прямого продолжения, когда события предыдущего эпизода находят продолжение в следующем эпизоде сериала. В этой разновидности сериальных игр одни и те же персонажи или группы персонажей (организации, объединения, государства) переходят их эпизода в эпизод.
Другая разновидность – сериал косвенного продолжения. Игровые эпизоды объединены местом действия, но различаются локациями либо временем действия. Как вариант, события последующего эпизода разворачиваются за 150 лет до времени действия предыдущего эпизода, либо в другой части страны.
Ещё одна разновидность сериала – цикл игр, объединённых одной эпохой или местом действия. Как вариант – цикл игр по Древней Греции или Древней Руси.
При этом совершенно неважна продолжительность игрового времени. Игры могут быть многодневными или однодневными, полигонными или павильонными. При этом неважен жанр игр – маньячка ли, политичка или чистая магичка. Важно лишь, чтобы игры можно было выстроить в одну последовательность, цикл. Чтобы одна игра дополняла другую.
«Сериальная» игра не является элитарной. Это игра для всех. Это традиционно массовая игра. Сюда едут те, кто боится показаться на другой игре со своим чересчур простым антуражем и оружием. Сюда едут те, кто боится чересчур сложных правил. Сюда едут за компанию с друзьями и знакомыми.
Простому ролевику тоже нужна игра, где он мог бы почувствовать себя человеком.
Следовательно, необходимость такой игры есть.
Сериал повторяется. Вся его прелесть в повторении. Именно поэтому и правила сериала чаще всего не меняются.
Правила игр-сериалов состоят из двух частей – изменяемой и неизменной.
В неизменную часть помещаются обычно основные правила, которые содержат фундаментальные сведения о мире, возможных командах и персонажах, а также отдельные боевые правила, правила по медицине, технике, магии, артефактам и прочему.
Изменяемая часть правил – это правила текущего эпизода, содержащие необходимую вводную информацию о стартовом положении на начало игры, о завязке сюжета. Как вариант, сюда же входят дополнительные сведения о новой магии, технике, артефактах м прочем, не внесённые в основные правила.
Теперь о названии – самая первая и самая важная строчка правил, которые прочтёт игрок. Названия сериальных игр длинные, потому что содержат название цикла, номер эпизода и название эпизода. Как правило, это звучит долго и громоздко. «Легенды Джарты. Эпизод 16, Войны Некроманта». Естественно, приходится упрощать и сокращать, и обиходное название для игрока выглядит как «Джарта-26». Да оно и понятно – самое важное – донести до игрока название сериала и то, чем этот эпизод отличается от предыдущего…
Вообще, уже раскрученные сериалы почти не испытывают проблем с промоушеном и продвижением. Игрок точно знает, куда именно он едет и что ждать от этой игры. Игроку не нужно разъяснять особенности игрового мира и проблемы геополитики – всё это уже было на прошлой игре, всё уже знакомо.
Можно анонсировать игру за месяц до проведения, выпустить правила за две недели до проведения игры, а игра всё равно состоится, и заявки будут, причём заявки будут ещё до того, как игрок увидит правила. Ведь почти ничего не меняется. Ведь игроки знают, куда едут.
Итак, кто является основными потребителями сериалов? Основными потребителями сериалов являются массы. Сериал – это игра для всех. Однако целевая аудитория потребителей сериала может быть двух типов.
Первый тип – это поклонники определённого жанра, автора, мира, эпохи. Для них важно ощущение и наполнение мира. Киберпанк, Толкиен, рыцарская Англия, славяне – вот типичный пример игр данной тематики. Для таких игроков идеально подходит цикл игр с не связанными друг с другом эпизодами.
Второй тип – это все остальные. Для них создаётся такой мир, в котором более-менее сбалансированы магия и технология, уравновешены магичка, маньячка и политичка. Мир, в котором найдёт себя каждый – и новичок, и опытный игрок. Мир одновременно простой и незатейливый, но в то же время живущий по сложным законам. В общем такой, чтобы устраивал всех.
Проведение игр-сериалов имеет свою специфику. И эта специфика зависит в основном от состава целевой аудитории и заполнения годового графика игр. Не секрет, что лучшее время для проведения игр – май, июль, август, сентябрь. Остальные месяцы не престижны и из-за холодов, и из-за учёбы большинства игроков. Вот в эти остальные месяцы и проводится большая часть сериальных игр, игровой сезон этих игр начинается в октябре и заканчивается в апреле. Само собой, что в эти сроки проведения игры однодневные и их обычная продолжительность от 4-х до 8-ми часов – следует учесть что холодно, и темнеть начинает довольно рано.
Из-за нехватки времени, сюжет однодневных эпизодов довольно насыщен, а игра плотно наполнена событиями, из-за чего получается яркой и запоминающейся, особенно для новичков.
Новички начинают приходить в клубы в сентябре-октябре, почему-то это всегда связано с началом нового учебного года в школах, техникумах и институтах. Естественно им сразу же хочется на игру, однако до лета ещё столько времени… Но есть очередной эпизод полюбившегося сериала! На который можно поехать хоть в следующие выходные!
Огромное количество новичков в Туле начинало именно с осенних сериалов. Именно поэтому сериалы неофициально получают статус «учебных». Здесь наравне могут встретиться и опытный игрок, и только начинающий, и попытаться построить интересную игру.
Освоившись за осень и весну, новичок приходит к летним многодневным играм уже с определённым набором знаний и принципов. И за это время начинающий игрок успеет подготовить необходимый антураж – прикид и атрибутику, оружие.
Проведение игр-сериалов имеет свои положительные и отрицательные стороны. При этом, достоинства и недостатки следует разнести в две различные категории – как это видится со стороны игрока, и как – со стороны мастера.
Со стороны игрока сериал видится следующим образом.
Со стороны мастера преимущества сериальные игры видятся совсем по-другому.
Сравним два списка и увидим, что кроме тех пунктов, которые пересекаются, плюсы для одних являются минусами для других. Да. А что делать. Приходится идти на компромисс – как мастерам, так и игрокам.
Для эффективного управления игрой мастер должен руководствоваться несколькими принципами.
Принцип стартовой балансировки. Сериал строится прежде всего на взаимодействии команд. Необходимо просчитать возможные альянсные и конфликтные стороны, уровнять силы команд, если по правилам они равны. (Например, в правилах указано, что орки, гномы и эльфы одинаково сильны. Орков заявилось 6, эльфов 27, гномов 4. Как поступить? Можно заложить предпосылки объединения орков и гномов против эльфов и дать им «доспехи отцов», которые крепче обычных. Можно устроить неразбериху у эльфов, введя только что убитого короля эльфов и 16 претендентов на престол.) То есть умение скорректировать ситуацию «на ходу» и остаться в рамках правил. Здесь стоит упомянуть, тот факт, что поскольку сериал не является элитарной игрой, он испытывает и недозаезд и перезаезд игроков одновременно, – поэтому ситуацию возможно придётся корректировать оперативно, на полигоне.
Принцип опеки. Необходимо помнить, что персонажи из прошлого эпизода сохранили свои привилегии, социальное положение, магию, уникальное оружие и многое другое, необходимо им всё это предоставить, а также предоставить возможности для дальнейшего развития. В рамках этого принципа необходимо «опускать» наиболее развившихся персонажей до уровня остальных игроков, если появление супергероев не предусмотрено правилами и движком данного эпизода. «Опускание» необходимо проводить периодически и, желательно со всеми, иначе все станут супергероями, и тогда в следущем эпизоде придётся срочно переносится в другое время и в другое место, чтобы все персонажи снова были самыми обычными существами с равными возможностями.
Принцип равенства. У новичка, первый раз вступившего в игру, должен быть шанс –чудесным образом прокачаться до уровня «старожилов» сериала. Находкой ли старинного сокровища или гуманитарной операцией по добровольной киборгизации. Шанс небольшой, но он должен существовать и быть открытым только для новичка.
Принцип поощрения. Так как сериал – игра командная, то обычно мы получаем лидера, одного-двух ярких персонажей и безликую массу воинов, земледельцев, сенаторов и куртизанок. Необходимо поощрять наиболее активных игроков игровыми методами и, если это необходимо для игры, давать им дополнительные рычаги для управления командой.
Принцип новизны. Следует помнить, что сериал сериалом, а всё когда-нибудь надоедает. Именно поэтому от эпизода к эпизоду должны появляться новые модели оружия, магия, артефакты, сетевые программы и пр. Также можно выдать игрокам Ужасные Тайны, которые с ног на голову ставят их представление об игровом мире. Или придумать ещё что-нибудь.
Принцип незавершённости. Следует помнить, что происходящие на игре события – всего лишь лоскуток одной большой и бесконечной истории, поэтому финал игры не может быть однозначен и должен всегда предполагать продолжение. Следует забыть о всеобщем Армагеддоне, коллапсе мира и мира во всём мире – кроме тех случаев, когда предполагается глобальное изменение сюжета.
Принцип финальной балансировки. Постараться, чтобы осталось как можно больше выигравших да и вообще живых. Это создаёт дополнительный стимул игрокам приехать на следующую игру.
Наиболее старый и успешный тульский сериал называется «Легенды Джарты». Идея сериала проста: в мире под названием Джарта живут народы людей, эльфов, орков и гномов. Он проводится с марта 1996 года, сыграно 28 полигонных эпизодов, из них три – многодневных, остальные однодневные. За девять лет сменилось огромное число мастерских команд, хотя подавляющее большинство эпизодов делал один главмастер. Первые правила были рукописные, с 1997 года есть правила в электронном виде. По нашим данным, это один из самых продолжительных сериалов в России.
Есть информация о сыктывкарском КЛФ, который с 1974 года проводил игры по собственному сериалу «Цивилизация Гэйм», по истории созданной им планеты Гэйм. По информации, полученной от клуба, всего состоялось не менее тысячи полевых игр, среди них многомесячные «эпопеи», последняя игра состоялась в 1994 году. Однако подтвердить или опровергнуть эту информацию я не могу.
Другой успешный тульский сериал назывался «Магический Треугольник», он стартовал в 1995 году и последняя игра цикла была сыграна в 2003 году. Сериал погружал игроков в мир планеты Таик, где соседствовали и магия, и технология. Особенностью сериала было то, что его эпизоды были исключительно многодневные и игры проводились один раз в год. Сериал был закрыт как раз по той причине, что мир полностью исчерпал себя, и появилось слишком много всемогущих персонажей. «Магический Треугольник» также делало несколько команд под руководством бессменного главмастера, игротехнические правила от игре к игре менялись кардинально.
Ещё один цикл – «Границы Рима» – стартовал в Туле в 1998 году. За 7 игровых сезонов было проведено 12 полигонных игр, посвящённых античной истории (в том числе 2 многодневных игры). Для сериала команда ребят сделала настоящий римский легион. У многих появился интерес к античной истории – Греции, Риму, кельтам, а такжн интерес к латинскому языку.
Такое явление, как игры-сериалы есть. И не мне судить, полезно оно или вредно. Кстати сказать, и «Джарту», и «Магический Треугольник» я тоже делал. Для меня участие в проведении этих игр принесло дополнительный опыт. Потому что я мог сосредоточится только на каком-то одном направлении и экспериментировать с игротехникой, или построением сюжета, или контролем игры.
У сериалов есть свои плюсы. Есть свои минусы. Вам решать, стоит ли это использовать.
26-30 сентября 2005