Илья Стёпин

КАЗАНЬ, 2006


3 ноября

Я не увидел Казань, потому что я был на «Зиланконе»; это нормально. А никогда так и не удавалось горд посмотреть. Я же не за этим сюда ехал.

Было открытие; мест в зале как обычно для всех не хватило, зрители заполнили все проходы, стояли у стен, и особенно плотно в дверных проёмах. Церемония открытия неожиданно удивила не занудным спектаклем; наконец были на полную использованы все возможности сцены – динамическое освещение, задымление, пиротехнические эффекты, поворотный круг, качественный звук (хотя какой-то из микрофонов периодически отключался). Я не знаю как остальные, но я получил заряд отличных эмоций и настроя на дальнейшую работу. Подумалось: как хорошо что я сюда приехал.

Потом я пошёл на концерт Даина Морийского. Пересказывать свои ощущения нет смысла – это очередная эмоциональная волна, а также забытые моменты моего завтрашнего доклада, которые необходимо срочно записать.


4 ноября

Утро началось с семинара Игоря Скирневского «Организация РИ «под ключ»» для начинающих мастеров. В первый день работы семинара пришло много народу – я насчитал более 45 человек. Суть семинара сводилась к разбору содержания классификатора задач «Полигонная ролевая игра», на самом деле работе не пустой, потому что многие пункты требовали пояснения и комментариев, а сам классификатор проходил «проверку на прочность»: выявлялись неизбежные недоработки, по беглому прочтению просто не видные. На семинаре было много молодых мастерских команд, которым реально не хватает опыта для проведения своей первой игры; с позиций игрока пусть даже с многолетним стажем проблемы мастеров не кажутся очевидными. Семинар закончился проработкой половины содержания классификатора – хорошего понемногу, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сразу же по окончании семинара начался доклад по моделированию «аномальных зон» – доклад, в необходимости которого я сомневался вот уже несколько лет. Потому что тема всё-таки довольно специфична, да и нечасто поднимается. С «зонами» работают не все, а бюджет «зоны» может быть сопоставим с бюджетом самой игры, да и количество мастеров, задействованных в обеспечении «зон» может быть неприлично велико. В общем, «зоны» – это такой инструмент, который нужно уметь применять или не применять совсем. Пришло 20-25 человек, с темой знакомые не понаслышке. Хотелось поговорить всё-таки об игротехническом моделировании. Не вышло. Всё равно речь и о хабаре зашла (артефактах «зон»), и сталкерах, и о проблемах мотивации. Таким образом доклад прошёл в семинарской форме; общение с аудиторией позволило шире раскрыть тему, дополнить список задач, выполняемый «зонами» на игре. В моделировании «зон» трудно сказать что-то новое. Но «трудно» не означает «невозможно». На семинаре я представил игротехническую разработку мастерской группы «Распад» с игры 2004 года «Пикник» (игра по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»). В Туле эта модель открыла новую страницу мастерения «зон». Доклад/семинар уложился в 45 минут: больше дела, меньше пустых разговоров. Дело в том, что все «зоны», не относящиеся к «словескам» – это жёсткая практика; в рамках доклада многого просто даже объяснить на пальцах не получится, к тому же на некоторые практические задумки всё-таки хочется сохранить монополию, так умолчим же о них.

По завершении доклада в моём списке было отмечено мероприятия – презентация МОО «Игры будущего». Сожалею, что не попал, хотя ничего нового для меня там сказано не было.

Я пошёл на конкурсный просмотр роликов «Зилант-кинофестиваля» к Фангорну и Еле. Очень жалко, что сама идея этого мероприятия была озвучена для меня лишь в октябре – за месяц до «Зиланткона». Наш ролик доделать не успели, соответственно я его не привёз, потому что либо хорошо, либо – никак. За три с половиной часа наше жюри, в которое входили два профессионала, а также Фангорн, Еля, Молидеус, Йолаф, а также я, отсмотрело 23 клипа на разных носителях, в разном качестве и с разным концептуальным креативом. От великого до смешного. Были некачественные безликие «видеоматериалы» под общепринятое «аудиосопровождение». Были просто телевизионные шедевры (конечно с точки зрения одной задумки и монтажа). О проблемах большинства конкурсных роликов. Это дёргающаяся камера (необходимо вести съёмку со штатива, при съёмке «с плеча» не злоупотреблять приближением); недостаточная резкость; недостаточная освещённость (при постановочных съёмках нужно использовать осветительные приборы, а в съёмках игр и мероприятий… в большинстве случаев без этих кадров можно было бы обойтись, вырезать их при монтаже); проблема звука (некачественный зашумленный либо «пикующий» звук; необходимо переозвучивать или отказаться от оригинального звука совсем). Достойных роликов оказалось мало. Так что финального показа мы выбрали не самые лучшие и не самые качественные работы, а те ролики, к которым было меньше всего претензий; абсолютного профессионализма до сих пор нет ни у кого. Но – ведь умения совершенствуются.

Отсмотрев конкурс, с видеопоказами на этот день я не закончил, потому что «Контрольную по чудесам», фильм арт-группы «Fellowship» я хотел посмотреть давно. Наталья Полянская ушла от пародии и представила серьёзный (в определённом смысле, конечно) постановочный фильм, сделавший бы честь любому режиссёру, совсем и не увлечённому «этими ролевыми играми» и имеющему под рукой ресурс киностудии. Вердикт: посмотреть стоит, и даже не один раз. Постепенно ролевые игры захватывают всё новые и новые профессиональные отрасли. Давно никого не удивишь профессиональным дизайном и фотосъёмкой, профессиональной музыкой или вёрсткой. После этого фильма я могу с полной уверенностью воскликнуть: люди, а нас скоро появится очень профессиональное кино!


5 ноября

Второй полноценный день работы конвента начался со второй части семинара «РИ «под ключ»». Количество участников уменьшилось (около 35 человек), да и несколько поменялся состав – по сравнению с предыдущим днём были новые лица. Собственно говоря, был продолжен разбор содержания классификатора. Странный парадокс: то, что получено от кого-то не представляет ценности, поэтому, чтобы научаться применять этот классификатор на практике, использовать как инструмент, нужно хоть ненадолго представить себя его разработчиком, представить: а как бы я построил этот пункт если бы здесь совсем не было текста? Многие опытные мастера посчитали проделанную работу по созданию классификатора перечислением прописных истин. Это не так. Ну, во-первых, у каждого своя истина, а во-вторых объём работ по подготовке игры зачастую настолько громаден, что какие-то элементарные вещи просто забываются. Да, классификатор можно использовать и в качестве склерозника. А можно – как оглавление для «Азбуки Мастера», ставшей, впрочем, воистине азбукой во язытцех. По итогам второй части семинара разбор классификатора был в целом завершён.

Семинар «Технологии наружной рекламы в РИ» собрал по-своему типичное количество аудитории – менее десяти человек. Тема достаточно интересная, однако интересная в первую очередь для тех, кто не боится вкладывать средства в обеспечение игр. В первую очередь хочу отметить, что это семинар не только для техногенщиков и, наоборот, совсем не для техногенщиков. Да, среди описанных материалов наружной рекламы, которые можно применять для создания антуража и конструкций для игр есть и пластик, и плёнка, и оцинковка, и композитные материалы, также как и есть медь, алюминий, латунь, железо да и вообще любой листовой металл. Но речь больше не о материалах, а о технологиях. Например вывески для большинства мастеров это по-прежнему маркер и пульверизатор, а то и ручка и скотч. Название огромной локации вывешивается на дереве чуть ли не на тетрадном листке. А фишки для казино делаются из пуговиц, различаясь достоинством по цвету, размеру и количеству дырочек. Вернусь к вопросу о профессионализме: вот совершенно ещё нехоженая отрасль, в которую и заглянуть-то часто не приходит в голову. Если всё упирается в деньги: это не настолько дорого. Зато по-своему престижно и солидно.

Выставка игр, проходившая в «стекляшке», во многом была формальной. (Хотя часть проектов, заявленных на следующий год, были объявлены буквально в преддверии «Зиланткона».) Практически все представленные игры были показаны на отдельных презентациях. Поэтому основная положительная идея выставки даже не в представлении игры, а в возможности поговорить с мастером, тут же, на месте, задать какие-то вопросы или даже предварительно согласовать свою роль. Не секрет, что на игры едут не только потому, что тематика понравилась или мой друг тоже туда едет. Личность мастера тоже имеет значение. Особо харизматичные мастера собрали урожай потенциальных игроков, которые раньше к ним на игру вроде как и не собирались. Поздравим их с этим. А вообще было интересно посмотреть, кто как подошёл к концепции т.н. раздаточного материала. Все по-разному. Как говорится – от визитки до правил. Почти все мастера освободились от бумажек подчистую, ещё и не хватило; оно и понятно – оценить тираж «раздатки» было сложновато, тем более с тем учётом, что помимо выставки игр всё-таки были и презентации и распространение агитматериалов среди знакомых.

По окончании выставки игр в ДК Гайдара начался финальный показ работ «Зилант-фильма». Победители по всем номинациям были определены, лишь приз зрительских симпатий всё ещё ждал своего часа, вот и дождался. Победителя выбирали из числа показанных роликов зрители – своими аплодисментами.

Презентация «Вороньего Гнезда» от МГ «JNM» – новый стандарт видеопрезентаций игр. Качественное видео в сочетании с разумной компьютерной графикой, хороший сюжет – двадцатичетырёхминутный фильм обрывается, как и должно, на самом интересном месте – приезжай на игру и сам всё увидишь, дружок. Я уже туда хочу.

Презентация «Константинополя» МГ «Лестница в небо». Не менее значимая интересная игра и хорошая видеопрезентация.


6 ноября

В этот день удивительно мало стоящих мероприятий.

Третья часть семинара «РИ «под ключ»» была посвящена практическому применению классификатора как инструмента. Дано: был абстрактный ролевой клуб, он разделился на две части. Все участники семинара – отделившаяся часть клуба, при этом дополнительные условия: все опытные мастера остались среди тех, от кого мы отделились и они предпочитали делать маньячки с уклонам в реконструкцию. Наша задача – освоить другой пласт игр и заявить о себе, подготовить игру, которая соберёт большую аудиторию и выведет нас в лидирующее объединение региона. Общими усилиями был разработан проект, соответствующий поставленному ТЗ. Было замечено, что на бумаге и при фактическом воплощении порядок выполнения мероприятий с учётом специфики конкретной игры всё-таки различается.

На круглый стол в КМПО я не пошёл. Не хочу сказать что обсуждавшиеся там вещи не нужные и не интересные. Просто к четвёртому дню конвента я просто устал.

В ДК Ленина шёл концерт группы «Птица Тылобурдо». Музыка очень специфическая и расслабляющая. Многие зрители спали – сказывался повсеместный хронический недосып. Меня тоже клонило в сон, но я держался.

В ожидании закрытия делать оказалось нечего. Совсем.

Закрытие прошло без помпы. Руководители площадок раздавали слонов по итогам проведённых мероприятий. Спящих зрителей не убавилось, даже аплодисменты раздающиеся каждые несколько минут не мешали спокойному отдохновению; доказано – всё-таки это не колыбельные «Птицы Тылобурдо» так убаюкивают.

Наконец наступила минута, когда всё закончилось. Перешло в категорию «раньше». Конвент завершён. И уже можно говорить: «а вот на 2006-м «Зиланконе»…»

3-6 ноября 2006



Hosted by uCoz